Вы едете на велосипеде или бросаете мяч и вдруг задумываетесь, как именно вы это делаете. Все сразу идет наперекосяк: вы начинаете ошибаться, не вписываетесь в поворот или промахиваетесь мимо баскетбольной корзины. Знакомо?
Этот эффект называется избыток рефлексии. Такое происходит, когда префронтальная кора (оплот рационального мышления) вмешивается в процессы, которые отработаны до степени рефлексов. Говоря по-простому, человек слишком много думает там, где думать не надо. Чаще всего это вызвано волнением из-за выступления перед аудиторией или исполнением опасного трюка.
Процесс обучения можно разделить на четыре этапа:
• Бессознательная некомпетентность
• Сознательная некомпетентность
• Сознательная компетентность
• Бессознательная компетентность
На втором и третьем этапе сознательные усилия необходимы, чтобы научиться новому навыку. Как только навык отработан до состояния рефлекса, сознательные усилия становятся помехой.
Проблема в том, что бороться с избытком рефлексии очень сложно. Нужна большая сила воли, чтобы отбросить лишние мысли и позволить телу самому сделать то, что от него требуется.
Как же быть? Использовать холистический якорь. Думайте не о конкретных деталях (точное расстояние, идеально правильное положение тела, скорость ветра), а о желаемом эффекте. Используйте эпитеты: «плавный бросок», «красивый прыжок», «сфокусированный удар». Как говорит мой тренер по рукопашному бою, «больше пофигизма в движениях».
Этот эффект называется избыток рефлексии. Такое происходит, когда префронтальная кора (оплот рационального мышления) вмешивается в процессы, которые отработаны до степени рефлексов. Говоря по-простому, человек слишком много думает там, где думать не надо. Чаще всего это вызвано волнением из-за выступления перед аудиторией или исполнением опасного трюка.
Процесс обучения можно разделить на четыре этапа:
• Бессознательная некомпетентность
• Сознательная некомпетентность
• Сознательная компетентность
• Бессознательная компетентность
На втором и третьем этапе сознательные усилия необходимы, чтобы научиться новому навыку. Как только навык отработан до состояния рефлекса, сознательные усилия становятся помехой.
Проблема в том, что бороться с избытком рефлексии очень сложно. Нужна большая сила воли, чтобы отбросить лишние мысли и позволить телу самому сделать то, что от него требуется.
Как же быть? Использовать холистический якорь. Думайте не о конкретных деталях (точное расстояние, идеально правильное положение тела, скорость ветра), а о желаемом эффекте. Используйте эпитеты: «плавный бросок», «красивый прыжок», «сфокусированный удар». Как говорит мой тренер по рукопашному бою, «больше пофигизма в движениях».